Экономика/ Финансовые и экономические механизмы для государства и бизнеса/ Экономические меры стимулирования сохранения биоразнообразия

Платежи за экосистемные услуги

Биоразнообразие и экосистемные услуги обеспечивают реальные выгоды для общества, такие как обеспечение пищей, очистка воды, генетические ресурсы или регулирование климата. Эти услуги реализуют важнейшие функции жизнеобеспечения и способствуют поддержанию здоровья и благополучия людей и экономического роста общества. Однако биоразнообразие сокращается во всем мире и в некоторых областях эта потеря ускоряется. Необходимость проведения политики, способствующей сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия и экосистемных услуг, сегодня становится более очевидной, чем когда-либо.

Платежи за экосистемные услуги (ПЭУ) являются прямым и гибким механизмом стимулирования, предусматривающим непосредственную выплату денежной компенсации пользователем или бенефициаром экосистемных услуг физическому лицу или общине, чьи решения в области землепользования влияют на предоставление экосистемных услуг. Интерес к ПЭУ в последнее десятилетие стремительно растет: пилотные проекты в области ПЭУ множатся по всему миру, и сегодня на национальном, региональном и местном уровнях реализуется более 300 соответствующих проектов и программ.

В выпущенной Организацией экономического сотрудничества и развития в 2010 году работе «Как платить за биоразнообразие: повышение экономической эффективности платежей за экосистемные услуги» (Paying for Biodiversity: Enhancing the cost-effectiveness of payments for ecosystem services) изложены предложения по повышению экологической и экономической эффективности платежей за экосистемные услуги (ПЭУ), основанные на результатах анализа информации об эффективных формах ПЭУ и более чем 30 тематических исследований в развитых и развивающихся странах (в частности, в США, Австралии, Индонезии).

В ней рассматриваются следующие вопросы: Чем выгодны ПЭУ и как работает этот механизм? Каким образом можно обеспечить максимальную экологическую и одновременно экономическую эффективность ПЭУ? Каковы потенциальные источники финансирования для программ ПЭУ, и как их задействовать эти источники? Какие уроки можно извлечь из уже накопленного опыта реализации проектов в области ПЭУ для обеспечения успешной реализации программ ПЭУ, в том числе международных, в будущем?

Эта работа широко используется всеми заинтересованными сторонами. В частности, постоянно цитируются сформулированные в ней принципы повышения эффективности платежей за экосистемные услуги:

  1. Устранение «антистимулов»: чтобы механизмы ПЭУ обеспечивали эффективное стимулирование, необходимо устранение механизмов, порождающих рыночные диспропорции, например, экологически вредных субсидий.
  2. Четкое определение прав собственности: индивидуальные или коллективные собственники, чьи решения в области землепользования влияют на оказание экосистемных услуг, должны обладать четко установленными и защищенными по закону правами собственности на землю.
  3. Четкое определение целей и задач ПЭУ: они помогают сфокусировать разработку и повысить прозрачность соответствующей программы.
  4. Разработка устойчивой системы мониторинга и отчетности в области биоразнообразия и экосистемных услуг.
  5. Определение покупателей и привлечение достаточных по объему долгосрочных источников финансирования.
  6. Определение продавцов и преимуществ рассматриваемых экосистемных услуг: Учет пространственной изменчивости экосистемных выгод на основе проведения экономической оценки, приоретизации преимуществ и применения картографических инструментов позволяет привязать платежи к территориям, обеспечивающим наивысшие преимущества. Такой подход может существенно повысить экономическую эффективность программы ПЭУ, особенно если ее бюджет ограничен.
  7. Определение базовых платежей и целевых платежей за экосистемные услуги, находящиеся под угрозой утраты, а также для интенсификации их использования: программа ПЭУ должна затрагивать только платежи за экосистемные услуги, которые являются дополнительными по отношению к базовым, осуществляемым в обычных условиях.
  8. Дифференциация платежей на основе издержек предоставления экосистемных услуг: программы ПЭУ, отражающие стоимость альтернативных действий, которых следует избегать (например, обезлесение), чтобы повысить эффективность предоставления экосистемных услуг, способны обеспечить большие экосистемные выгоды в расчете на единицу затрат.
  9. Комбинирование или наложение нескольких видов экосистемных услуг: совместное предоставление множества услуг может повысить выгодность программы ПЭУ за счет снижения операционных издержек.
  10. Учет возможного «перетока»: «переток» происходит, когда меры по сохранению и интенсификации экосистемных услуг в одном месте приводят к увеличению давления на них в другом. Если велик риск такого «перетока», необходимо усилить мониторинг и анализ ситуации, с тем чтобы вовремя обнаружить «переток» и выработать соответствующие меры.
  11. Обеспечение постоянства: такие явления, как например лесные пожары, могут подорвать способность землепользователя обеспечить предоставление экосистемных услуг в соответствии с условиями соглашения о программе ПЭУ. Если такого рода риски высоки, эффективность функционирования рынка ПЭУ будет существенно снижена.
  12. Внесение фактических платежей на основе оценки выполнения после выполнения согласованных обязательств: платежи должны осуществляться постфактум и в зависимости от результатов. Когда это не представляется возможным, второй по приоритетности альтернативой является внесение платежей с учетом прилагаемых усилий, основанные на акциях (например, внесение изменений в практику управления) при условии, что изменения в практике управления экосистемами принесут желаемые улучшения в предоставлении услуг.

Дальнейшее развитие проектов и программ в области ПЭУ в настоящее время требует, прежде всего, наращивания институционального потенциала, в том числе на международном уровне, например, в таких областях как верификация и анализ экономической оценки экосистемных услуг. С точки зрения биологического разнообразия, обеспечивающего получение общественных благ на местном, региональном и глобальном уровнях, необходимо интенсифицировать усилия по мобилизации международных финансов с целью расширения существующих местных и национальных программ ПЭУ, которые направлены на определение экономической ценности биоразнообразия.

Подготовленная специалистами из США статья «Как заставить работать механизм платежей за экосистемные услуги» (Making Payments for Ecosystem Services Work) была опубликована Программой ООН по окружающей среде (United Nations Environmental Program) в 2009 году.

В этой статье рассматриваются факторы, которые способствуют использованию механизмов ПЭУ. Судя по результатам проектов использования ПЭУ многие схемы ПЭУ достаточно сложны для практического применения, отчасти потому, что это не очевидно, за что приходится платить по сравнению с традиционными рыночными сделками, а отчасти в связи с тем, что не всегда можно рассчитать предельные чистые социальные выгоды применения конкретного механизма ПЭУ. С учетом этих сложностей в статье анализируются используемые схемы с целью определения наиболее эффективных подходов с точки зрения как «процесса» (каким образом работает схема), так и «результата» (что дает схема).

В ежегодных тематических выпусках Европейской Комиссии в области новаторских механизмов финансирования (Finance and Innovative Finance Mechanisms), связанных с биоразнообразием, публикуются результаты исследований, посвященные вопросам финансирования для различных секторов экономики.

 

Платежи за экосистемные услуги рассматриваются как эффективный экономический механизм, обеспечивающий оказание этого вида услуг на глобальном уровне. Среди ряда других вопросов, рассматриваются результаты изучения готовности бизнеса и перспективы участия промышленных компаний в реализации этого механизма.

Министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании (Department for Environment Food & Rural Affairs). В выпускаемой Министерством серии аналитических публикаций в 2011 году вышел обзор методов платежей за экосистемные услуги (Payments for ecosystem services), рассматривающий практические аспекты использования этого механизма применительно к важным местообитаниям на территории Великобритании.

В марте 2013 года был выпущен заключительный отчет независимой рабочей группы по рынкам экосистемных услуг «Реализация стоимости природного капитала» (Realising nature’s value: The Final Report of the Ecosystem Markets Task Force), а в сентябре того же года ответ Министерства на этот отчет (Realising nature’s value: The Final Report of the Ecosystem Markets Task Force: Government Response‟). В этих материалах обсуждаются 22 рекомендации, подготовленные рабочей группой. Рекомендации предусматривают пять приоритетных областей развития рынков экосистемных услуг: механизмы компенсации утраты биоразнообразия; биоэнергетику и анаэробное разложение органических отходов, устойчивое использование древесного топлива на местном уровне, сертификацию и маркировку природных продуктов и управление речными бассейнами.

Программа сельскохозяйственной экономики и землепользования (the Rural Economy and Land Use Programme)

Данная исследовательская программа, посвященная существенным изменениям в сельскохозяйственной экономике и сельском образе жизни, выполнялась в Великобритании в 2004-2013 годах. В 2012 году был выпущен краткий доклад «Улучшение охраны окружающей среды через платежи за экосистемные услуги» (Enhancing the environment through payment for ecosystem services), в котором рассматриваются новые возможности этого экономического механизма, позволяющие повысить эффективность управления природными ресурсами, а также перспективы его практического внедрения.

Центр международных исследований лесного хозяйства (Center for International Forestry Research –  CIFOR) является некоммерческой научной организацией, специализирующейся на проведении исследований по наиболее актуальным проблемам использования лесов и ландшафтов по всему миру. На основе глобального междисциплинарного подхода Центр проводит работы, направленные на повышение благосостояния людей, охрану окружающей среды и повышение ценности лесов и ландшафтов как важнейшей составляющей природного капитала.

Исследования Центра направлены на научное обоснование решений в области использования и управления лесами и ландшафтами, принимаемых государственными органами, практиками и местными сообществами. Работа в области платежей за экосистемные услуги является для Центра CIFOR одним из приоритетных направлений.

В 2014 году Центром CIFOR опубликовано практическое руководство «Платежи за экосистемные услуги» (Payments for Ecosystem Services (PES) A practical guide to assessing the feasibility of PES projects), разработанное в рамках проекта CoLUPSIA (Индонезия). Целью проекта является рациональное использование природных ресурсов путем разработки и тестирования новых институциональных механизмов, в том числе механизмов финансирования для сохранения лесов и устойчивого управления лесными ресурсами.

Стокгольмский институт охраны окружающей среды (The Stockholm Environment Institute).  В работах Института важное место занимает долгосрочная (2011-2017 гг.) исследовательская программа Устойчивость биоразнообразия и экосистемных услуг (Biodiversity & Ecosystem Service Sustainability - BESS).

В рамках проводимых исследований в 2013 году была подготовлена публикация (Dialogue on ecosystem services, payments and outcome based approaches), посвященная результатам использования механизмов платежей за экосистемные услуги (главным образом в Европе). Основное внимание уделяется механизмам платежей за экосистемные услуги, ориентированным на конкретные результаты, исходя из реальных местных условий.

Интернет-портал Окружающая среда и экология (Environment and Ecology).

Раздел этого портала «Повышение экономической эффективности платежей за экосистемные услуги (ПЭУ)» (Enhancing the Effectiveness of Payments for Ecosystem Services – PES) помимо общего описания проблематики ПЭУ содержит ссылки на публикации и другие источники информации по этим вопросам.