Экономические меры стимулирования сохранения биоразнообразия

В соответствии со ст. 11 Конвенции о биологическом разнообразии Стороны Конвенции принимают, насколько это возможно и целесообразно, оправданные с экономической и социальной точек зрения меры, стимулирующие сохранение и устойчивое использование компонентов биологического разнообразия.
На пятом совещании Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии в 2000 г. было принято решение о создании программы работ по мерам стимулирования, которая направлена на содействие разработке и реализации мер стимулирования социального, экономического и правового характера в интересах сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия (Решение V/15 Меры стимулирования).
В качестве первого шага в данном направлении стало принятие на шестом совещании Конференции Сторон в 2002 г. предложений по разработке и реализации мер стимулирования и рекомендаций по дальнейшему сотрудничеству в области мер стимулирования (Решение VI/15 Меры стимулирования). 
На девятом совещании Конференции Сторон в 2008 г. проведен углубленный обзор программы работ по мерам стимулирования, в соответствии с которым была подтверждена текущая актуальность программы и необходимость придания ее реализации большего значения, обращая особое внимание на:
а) проведение оценки ценности биоразнообразия и связанных с ним экосистемных услуг в качестве одной из важных основ для организации кампаний по повышению осведомленности общественности и принятия политических мер; 
б) разработку методов пропаганды научной информации о биоразнообразии для оказания влияния на решения потребителей, например, путем использования экомаркировки в соответствующих случаях; 
в) обеспечение руководящих указаний для популяризации продуктов, полученных на основе биоразнообразия и производимых устойчивым образом, в качестве альтернативных источников дохода на местном уровне, в том числе в рамках общинных программ природоохраны; 
г) изучение подходов к развитию рынков и программ оплаты экосистемных услуг на местном, национальном и международном уровнях, их преимуществ, а также потенциальных ограничений и рисков и их потенциальных последствий для биоразнообразия и коренных и местных общин; 
д) анализ последствий различных мер стимулирования и их воздействия с течением времени на биоразнообразие в различных группах в разных географических районах; 
е) методы проведения оценки эффективности мер стимулирования, включая положительные меры стимулирования и устранение порочных мер стимулирования.
 
Среди приоритетных направлений при этом выделены следующие: развитие положительных мер стимулирования и устранение порочных мер стимулирования, стоимостная оценка ценности биоразнообразия и связанных с ним экосистемных услуг в целях ориентирования потребительских решений и политических действий касательно применения мер стимулирования по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия и/или устранения порочных мер стимулирования, а также сотрудничество с национальными, региональными и международными организациям в целях разработки и внедрения мер стимулирования (Решение IX/6 Меры стимулирования (статья 11).
В третьем издании Глобальной перспективы в области биоразнообразия, представленном к десятому совещанию Конференции Сторон Конвенции, однако, констатировано, что цель сохранения биоразнообразия по значительному снижению текущих темпов утраты биоразнообразия, намеченная на 2010 год, несмотря на определенный прогресс в отношении отдельных экосистем и видов, в целом не была достигнута. Глубинная причина не достижения цели 2010 года, согласно выводам Глобальной перспективы, кроется в сфере экономики и действующих экономических системах, которые продолжают движение «по привычной колее» и не воспринимают огромную ценность биоразнообразия. Основываясь на горизонте до 2100 года, в Глобальной перспективе отмечается, что эффективность действий по предотвращению утраты биоразнообразия будет зависеть от решения проблемы основополагающих причин или косвенных факторов, определяющих ее ухудшение. При этом важным необходимым слагаемым является то, чтобы реальные выгоды биоразнообразия и затраты, связанные с его утратой, нашли отражение в рамках экономических и рыночных систем (Решение X/4 Третье издание Глобальной перспективы в области биоразнообразия: значение для дальнейшего осуществления Конвенции ).
Поэтому новый Стратегический план Конвенции в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы, принятый на десятом совещании Конференции Сторон, предусматривает реализацию стратегической цели по ведению борьбы с основными причинами утраты биоразнообразия путем включения тематики биоразнообразия в деятельность правительств и общества. Целевые задачи в рамках этой цели  предусматривают включение стоимостной оценки биоразнообразия в национальные и местные стратегии развития и сокращения бедности, процессы планирования и в системы национального учета и счетов; устранение, поэтапная отмена или изменение стимулов, наносящих вред биоразнообразию, и развитие положительных стимулов к сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, а также принятие правительствами, деловыми кругами и субъектами деятельности мер или планов в целях достижения устойчивости производства и потребления, которые не допускают, чтобы последствия использования природных ресурсов нарушали экологическую устойчивость (Решение X/2 Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы и целевые задачи по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятые в Айти).
В рамках Конвенции создана информационная база данных по мерам стимулирования (https://www.cbd.int/programmes/socio-eco/incentives/case-studies.aspx).
Организация экономического сотрудничества и развития
Платежи за экосистемные услуги